Флористика

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без растений и цветов. Можно смело предположить, что именно цветы стали первым украшением человека и его незамысловатого жилища. И возможно, именно красота этого совершеннейшего из творений Природы пробудила в душах наших предков чувство прекрасного. Они взяли это благоухающее чудо в свой дом. Тем самым было положенно начало повсеместному присутствию цветов в жизни людей.

На разного рода памятниках древних цивилизаций - от шумерской и древнеегипетской до цивилизаций Древнего Китая и инков - изображены растения, которые были украшением и в те давние времена. В Египте, например, найдены многочисленные рисунки цветов на стенах храмов и саркофагах. Археолог Картер, обнаруживший гробницу Тутанхамона, пишет, что самыми прекрасными из многочисленных предметов украшения, вложенных в гробницу, были цветы. Венки и букеты цветов даже спустя более трех тысячелетий сохранили свою форму и цвет настолько, сто позволяли точно установить, в какое время годф состоялось захоронение.
Древние египтяне использовали живые цветы и в повседневной жизни. Женщины, навещая друг друга, обменивались цветами. Их прекрасную одежду дополняли цветы в руках и крупные цветки лотоса в волосах. Из Египта традиции и обычаи, связанные с цветами, перешли и в другие страны Средиземноморья.

Во времена античности цветы наделяли особым мистическим смыслом. В честь богини Флоры в Древнем Риме устраивались цветочные празднества, во время которых женщины под звуки труб и литавр состязались в беге и борьбе. Победительниц осыпали дождем из лепестков и в награду вручали искусно сплетенные цветочные венки. Греки предпочитали венки из веток или цветов. Самый красивый цветок распологали всегда в центре венка на лбу.Наиболее древним искусством цветочной аранжировки считается японская икебана. В Японии не только ценили красоту цветов, но и придавали большое значение листьям, веткам, травам. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента, но в  середине VII века, под влиянием конфуцианства, в структуру икебаны был привнесен третий элемент, символизирующий человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы.

Черты  высокоразвитого в восточных странах культа цветов и методы выращивания цветущих растений переняли и другие народы. В XIII веке в Западной Европе научились разводить цветы зимой в оранжереях.

Став еще в древние времена самобытным искусством, цветочная аранжировка впитывала в себя черты каждой последующей эпохи. Рождались стили, появлялись новые техники составления композиций и букетов.

В конце XIX -  начале XX века открываются первые курсы, обучающие созданию цветочных композиций. Именно с данного периода понятие "флористика" включает  уже не только раздел ботаники, предметом изучения которого является совокупность видов растений на определенной торрритории, - этим словом обознначается также искусство создания художественных кимпозиций из цветов.